Форма входа

Меню сайта

Дайджест
Настоящие спортсмены [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Настоящие спортсмены

Олег Романцев - Тренер-эпоха
Олег Романцев - тренер-эпоха  





По работе не соскучились?
Признаюсь, пока вернуться в тренерство у меня желания нет. Тренер должен всегда чувствовать себя на сто процентов здоровым. К сожалению, сейчас этого о себе сказать не могу. Травма спины, полученная еще в бытность игроком, по-прежнему не дает покоя. Мало кто знает, но, когда я тренировал "Спартак" и сборную, меня все время страховал доктор Васильков, готовый в любую минуту сделать обезболивающий укол.

Вы не пробовали провести комплексное обследование и попытаться с помощью хирургов избавиться от этой болячки?
Делал это не раз. Но, увы, медицина не всесильна. Несмотря на все старания врачей, боль нет-нет да даст о себе знать. Причем происходит это как назло в стрессовых ситуациях. А в нашей профессии они возникают постоянно. Я, конечно, стараюсь на этом не зацикливаться. Иногда даже играю за ветеранов, хотя понимаю, что это риск. Но ведь в моем деле без него никуда. Как подумаю, что надо снова сидеть на скамейке, выслушивать недовольные высказывания журналистов и болельщиков, переживать во время игры, отчитываться перед людьми, то понимаю: к этому пока не готов. Нужно время.

Есть еще такое понятие, как моральная усталость. Могла она накопиться вследствие предыдущей работы в "Спартаке", "Сатурне" и "Динамо"?
Не думаю. У меня действительно был период, когда чувствовал себя словно выжатый лимон. Но даже при ином варианте поступил бы так же, оставив тренерскую работу.


Ваши хорошие друзья и коллеги Сергей Павлов и Сергей Юран считают, что тренер не должен простаивать. У вас на сей счет иное мнение?
Думаю, они правы. Тренер должен быть при деле постоянно. Простой для него нежелателен.

А насколько длительные перерывы влияют на квалификацию тренера?
Если бы занимался разведением кур или выращивал огурцы, то, наверное, перерыв сказался бы. А так я не отдаляюсь от футбола: смотрю тренировки Карпина, Аленичева, общаюсь с ними, анализирую. Размышляю, что я сделал бы на их месте. Это позволяет быть в тонусе. Потеря тут может быть в одном - в чувстве команды и отсутствии контакта с игроками.

Как строятся ваши нынешние отношения с Карпиным?
Мы столько с ним вместе в свое время работали, что учить его и подсказывать в каких-то моментах не вижу никакого смысла. У "Спартака" есть свой стиль, свое восприятие футбола. Не случайно вместе с Карпиным сегодня работают Тихонов и Ледяхов, которых объединяет общность футбольных взглядов и интересов.

Не находите, что сегодняшний "Спартак" сильно отличается от того, который возглавлял Романцев?
В свое время Бескову и Лобановскому очень часто задавали вопросы, по какому принципу они создают команды: игроков под схему подбирают или наоборот. Думаю, в идеале должно иметь место и то и другое. Ради классного игрока можно иногда отступить от правила и чуть изменить систему. Взять хотя бы последнюю игру с "Динамо". Здесь любой тренер пошел бы на перемены. "Спартак" сознательно упростил игру, сделав ставку на длинные передачи. Да, за них не всегда удавалось цепляться. Но на таком поле по-иному действовать было нельзя: короткий пас не сработал бы. Так что поправка была сделана вовремя. И это сработало. Словом, победа "Спартака" заслуженная.

Говоря о подборе игроков, вы имели в виду Веллитона и Эменике, которые больше играют на рывке, чем в пас?
Да, конечно, раз появились такие отличные игроки, то поправки в системе нужно производить. Когда работал тренером, всегда мечтал, чтобы можно было по ходу матча менять манеру игры. Один нападающий - маленький, юркий - действовал бы на опережение, в "стеночку" мог бы сыграть. Другой, типа Коллера или Крауча, умел бы навязать силовую борьбу, зацепиться за мяч, отыграться для футболистов второго темпа. Пока ни разу не получилось, хотя игроки того и другого плана у меня были. За мяч Юран, скажем, хорошо цеплялся. Сейчас в этом отношении неплох Эменике. Но ему, обладающему сумасшедшей стартовой скоростью, не стоит тратить на это много сил. Зато такие футболисты, как де Зеув, Кариока, должны из себя выжать побольше. Верховые мячи в зону Эменике - это неплохо. Иногда. Но постоянно они вряд ли будут проходить. Нужен мудрый игрок, наподобие Черенкова или Гаврилова, который мог бы сделать передачу именно в расчете на скорость нигерийца. Не со своей половины навесом, а в ногу.


Дзюба на роль Коллера не подходит? Вообще он играет на своей позиции?
Скорее всего, на своей. Но, мне кажется, Дзюба не то что переоценивает, а чуть-чуть неправильно видит себя на поле. И с Валерием Георгиевичем мы на эту тему разговаривали, и с самим игроком. Все-таки на своей половине, в центральной зоне заниматься обводкой, распасовкой, организацией игры можно в виде исключения, а в принципе - это нарушение игровой дисциплины. Каждый футболист должен заниматься своим делом, а распределение мячей в центральном круге входит в функции де Зеува и Кариоки. Если это взваливает на себя Дзюба - ни тот ни другой оказываются не нужны. Он их просто отрезает от атаки. Конечно, получить мяч в центре легко. Легче, чем в атаке. А вот если бы Дзюба чаще получал мяч на подступах к штрафной площади и передачей выводил на удар того же Эменике или обыгрывал за счет партнера (а у него ведь и то и другое иногда хорошо получается!), тогда его игра засверкала бы новыми гранями, смотрелась бы надежно, стабильно, правильно. Пока же он не играет в ту силу, которую от него ждут.

Показалось, что Дзюба начал "ниже опускаться" после ухода Алекса, который был способен отдать вперед острый пас.
Согласен. Но роль Алекса отведена сейчас де Зеуву и в какой-то степени Кариоке. Если футболисты будут нарушать игровую дисциплину, занимать на поле не свое место, стройность атак окажется полностью нарушена. Конечно, можно эпизодически, выходя из обороны, сыграть за другого. Но отдай здесь - и попробуй получить мяч за спиной игроков центральной линии соперника! И уже там прояви себя в единоборстве с защитниками. Прикрыть мяч Дзюба умеет, вверху побороться тоже - пусть на острие эти качества использует. Но там тяжелее, поэтому он отходит назад.

Из Алекса мог получиться второй Черенков?
Второго Черенкова ни из кого не получится. Говорю об этом не только как патриот.


Спросим по-другому: Ананидзе по своим качествам мог бы заменить Алекса?
На мой взгляд… Извините, я эту фразу часто повторяю, но меня всегда бесили интервью некоторых коллег, которые не говорят, а вещают. Мои учителя - Николай Петрович и Андрей Петрович Старостины - прежде чем сказать что-то глобальное и серьезное, обязательно произносили: "на мой взгляд"… Так вот, я считаю, что у спартаковской молодежи немножечко плохо воспитан патриотизм. У меня даже есть крамольная мысль - буду об этом разговаривать с руководителями - ввести раз в неделю или раз в месяц урок клубного патриотизма. А то мы начинаем понемногу забывать, что такое "Спартак", откуда он взялся, кто за него болеет и из-за чего... Пойти сейчас в школу и спросить детишек: "Откуда взялся "Спартак"? Кто такой Николай Петрович Старостин?" Не уверен, что все ответят. Вспоминаю себя, пацана из деревеньки под Красноярском, - я ведь начал болеть и до сих пор болею за "Спартак" по одной простой причине: мне попалась небольшая книжка Михаила Ромма "Я болею за "Спартак" в потрепанном переплете. Читал ли ее кто-нибудь из нынешних детишек? К чему я так долго веду? Молодежь, попав в команду, почему-то решает, что это все - потолок. Мол, я в составе, у меня контракт, я на ставке - зачем дальше-то прилагать усилия? Зачем себя насиловать, жить на сборах, режимить? Зачем убиваться, идти в подкат, рискуя получить травму? Это беда, по-моему, не только спартаковской, но вообще большинства нашей молодежи. Поэтому пока не жду, что появятся новые Черенковы, Гавриловы, не говорю уже о Стрельцовых, Яшиных, Дасаевых. Пока я их не вижу. Не потому что их не нет, а потому что молодые снижают к себе требовательность. Смотрю тренировки - нет у игроков азарта, самоотреченности, горящих глаз. Как результат они останавливаются на подходе к основному составу. Можно привести много примеров. Ананидзе вы сами назвали. Дзюба тоже, считаю, себя пока не реализует. Да, играет в составе, иногда забивает голы, но по его данным он должен быть лидером команды. Тем более такая позиция и такое доверие тренеров... И Пашу Яковлева ставили - и забивал он, но снизил к себе требовательность. Что тренер тут может поделать? Он тебе доверяет, тренирует - дальше все зависит от тебя самого. Тому же Ананидзе давали немало шансов - но за них же цепляться надо! Я своим молодым футболистам частенько говорил: "Вот смотрите: мы тренируемся, а рядом тренируется Черенков..." - "А я не меньше работаю, чем он". - "Да ты не меньше - ты в десять раз должен больше тренироваться! Черенков уже все умеет, а ты еще пока ничего. Если будешь тренироваться, как он, то никогда не будешь играть, как он!"


Другие примеры у вас есть?
Конечно. Помните, на ЧМ-1990 в Америке Марадона играл? Он вроде закончил, набрал вес, а потом вышел - совсем другая сборная Аргентины! И Марадона опять стал Марадоной. Потом, правда, у него что-то нашли, что-то курил он... Уехал - игра у Аргентины пропала. Но ведь мало кто знает - а мне удалось узнать! - что Марадона с собой делал. Он тренировался по восемь часов в день! Этого никто не видел, зато все видели: Марадона вернулся! Каждый футболист должен вкалывать. Не знаю, во дворах сейчас вряд ли будут играть, а мы в свое время любили в хоккейных коробках побегать... Но вот тренировка закончилась. Ушел игрок основного состава, может, у него травмочка. Но ты-то молодой - ну куда тебе уходить? Я когда-то запрещал футболистам выходить на поле раньше времени. Тем не менее за полчаса до начала занятия все уже находились там. Сейчас - не только в "Спартаке", но и в "Сатурне", "Динамо", где я немного работал, во всех командах, - пока не выйдет тренер и не даст свисток, они сидят на лавке. Вот мячи лежат - вот они сидят. Ладно, Алекс или другой игрок основы сел на лавку, у него вчера был матч - но молодежь!.. Объясняю иному игроку: вот ты бы на полчаса вышел раньше и поиграл в маленький "квадратик". После занятия все разошлись - а ты на 15 минут задержался бы. С партнером или просто один побил бы по пустым воротам, как Димка Хлестов, который любил лупить по ним метров с сорока. 45 таких минут в день - одна тренировка. Две тренировки в день - это плюс 90. А за год сколько? Вот посчитайте - это сколько времени? Да можно вырасти в Пеле! Но, к сожалению, этого нет.

Разве футболистам не нравится возиться с мячом? По идее это должно доставлять им удовольствие.
Спросите у них самих. Я им задаю этот вопрос. Помню эпизод. Лежит сетка с мячами. Молодые игроки один за другим проходят мимо, садятся на лавочку и ждут тренера. Беру сетку, передаю ее ребятам - все равно сидят. Достаю один мяч: "Пойдем в квадратик..." Нехотя встают, опять идут мимо мячей. Мыслимо ли такое было в наше время? Да мы, уже играя в национальной сборной, хватали мячишки, еще и отличали их. Вот этот вроде мой, потому что я специально его подкачал - мне больше твердые мячи нравятся. Когда я, уже капитан сборной СССР, после серьезной травмы восстанавливался, то, считая, что одной вечерней тренировки мне недостаточно, садился утром на электричку и приезжал на базу. Часик побегал, полчасика в стенку мячом побил, принял душ - все, готов к тренировке. И не дай бог Константин Иванович (Бесков. - Прим. "СЭ") узнает, что я раньше времени приехал, потому что он подводил меня к форме постепенно, а мне хотелось, чтобы это произошло как можно быстрее. Стыдно было перед партнерами, что мяч от меня отлетает и в результате соперник атакует. Может быть, я слишком много критикую сегодняшнюю молодежь, но, по-моему, ответственность друг перед другом, болельщиками, клубом у нее притупилась.


Помимо тех молодых футболистов, которых вы упомянули, в "Спартаке" есть Саша Козлов. Говорят, огромный талант, который по своему футбольному развитию опережал Аршавина. Он из того же ряда, что Дзюба, Ананидзе и Яковлев?
Однозначно. Можно и некоторых других назвать. Данные у Козлова действительно хорошие, и он может вырасти в серьезного футболиста. Все зависит от него самого. Он должен работать и работать.

Вам не кажется, что безразличие глубоко въелось в молодых футболистов, поэтому предлагать им книжки и читать лекции бесполезно: они с пустыми глазами послушают - и ничего не изменится?
В большинстве случаев так и происходит. С молодежью и я говорил, и Валерий Георгиевич беседует. Но опускать руки тоже нельзя. Давайте долбить снова и снова. Это вопрос не одного года, а воспитания целого поколения.

Когда из "Спартака" стало уходить спартаковское?
Не сказал бы, что болезнь сугубо спартаковская. Она, как я думаю, получила распространение с появлением большого количества соблазнов: компьютеры, дискотеки... Когда я еще играл в Красноярске, мы ездили на сборы в Ташкентскую область в совхоз Политотдел. Там среди поля стоял стадион, под трибуной которого располагалась так называемая гостиница: две комнаты на 12 человек каждая, никаких удобств. Приезжали, когда еще снег лежал, а уезжали загоревшими, потому что уже стояла жара. Главное было - выдержать первую неделю тренировок. С нами работали тренеры из Москвы, которые гоняли "от сих и до вечера". После первого дня ноги так болели, что ни по лестнице не спустишься, ни в туалет, извините, не сходишь. Но через день-другой мышцы приходили в себя. Рассказываю это потому, что уставшему футболисту непросто заставить себя дополнительно полчасика позаниматься. Наверное, приятнее сесть за клавиатуру. Иной игрок, еще выходя на тренировку, думает: когда же эта ерунда закончится и можно будет делом заняться?! А думать надо в этот момент исключительно о тренировке.

Говорят, сытый в футбол не играет. Как же в таком случае быть с Месси или Криштиану Роналду? Может быть, безответственность - особенность национального футбола?
Наверное, и в "Реале", и в "Барселоне" попадаются игроки с таким же отношением к делу, что и у нас, но они на высокий уровень не выходят. Проблема в том, что многие наши футболисты берут пример с тех, кто ничего не делает и хорошо живет, а нужно бы с тех, кто "умирает" на поле. А еще есть категория игроков, которые, попав в большой футбол, считают, что сделали ему одолжение. Словом, любят не футбол в себе, а себя в футболе - эта старое выражение по-прежнему актуально. Любуются собой, тем, что им выдали футболку, что на клубном автобусе проехались, и, таким образом, все в жизни достигнуто. Таких, кто пребывает в команде год-другой и исчезает, - сотни, тысячи. Между тем нужно стремиться к тому, чтобы тебя запомнили, как Воронина, Стрельцова, Симоняна, Яшина, Нетто. Да в одном "Спартаке" легко наберется десятка два футболистов, которых поколения людей будут помнить и уважать. Увы, такого стремления сейчас нет.


Действующий лимит на иностранцев развращает российских игроков?
Лимит - самый сложный вопрос. Палка о двух концах. Загромождать наш чемпионат средними, а то и более низкого уровня игроками неправильно. Они занимают места наших, доморощенных футболистов. Пусть приезжают такие, как Это'О, Алекс, Эменике, Веллитон, Думбья, Данни - ради бога! У нас сейчас достаточно много хороших футболистов, игроков национальных сборных. Но все равно их - меньшинство. А таких же, как 75 процентов выступающих в России легионеров, мы можем и здесь найти - легко и непринужденно. И не надо их адаптировать. Вот только наши футболисты, к сожалению, повели себя неправильно. Они решили: раз лимит есть, значит, я в любом случае попадаю в состав. Зачем мне из себя что-то выжимать? Эту проблему можно решать как угодно - от того, чтобы совсем убрать лимит, до противоположного - от легионеров отказаться. Хотя вряд ли кто-то на это пойдет… Но надо не сплеча рубить, а глубже на вещи смотреть. Мы привыкли брать из-за границы все подряд, хотя там есть и хорошее, и плохое. Посмотрите, что сейчас творится (опять же подчеркиваю: на мой взгляд) на поле. Любой свисток судьи - апелляция к небу, судье, кому угодно. Все время - озлобленные лица. Ну не было никогда такого! Однажды Вагиз Хидиятуллин, игрок сборной СССР, между прочим, выругался матом. Сказал одно-единственное слово, причем не в адрес судьи, а просто так. Арбитр услышал - и десять игр дисквалификации ему дали. Потом, правда, скинули до пяти. А сейчас что творится?! Мне кажется, здесь может быть простое решение. За день уже все знают, кто какой матч судит. И если арбитр отправит в команды письмо с собственными требованиями, касающимися мата и т.д., - все будут к этому готовы. Конечно, сейчас выйти и вдруг нараздавать карточек за апелляции и прочее - это окажется неожиданно. Но если в рамках существующих правил у рефери есть свои четкие принципы, которых он придерживается, имеет смысл озвучить их командам. Потому что дальше так продолжаться не может. Когда крупным планом показывают, все видно. Любой свисток не просто комментируется, а ожесточенно оспаривается! Надо за это наказывать. То же, на мой взгляд, касается и многих других сфер футбольной жизни - например, телевидения. Чтобы сделать хорошее дело, нужно к нему готовиться. Вот вы делаете газету, где нужно каждую фразу обдумать и к каждому серьезному интервью тщательно подготовиться. Тренеры - те ночами не спят, обдумывают всякую деталь, просматривают соперников, оценивают состояние своих игроков. То же должно касаться и телепередач. А сейчас иногда кажется, что футболу дали… слишком много времени на ТВ.

В каком смысле?
Конечно, это интересно, когда девушки или молодые ребята обсуждают, что Месси нужно было туда отпасовать, а не сюда. Но это скучно, неинтересно и неправильно! Для того чтобы болельщик пошел на стадион, нужно, по-моему, иное. Нужно рассказывать о каждой команде и отдельных футболистах какие-то истории. И не голы разбирать, не дискутировать, угадал ли Моуринью с составом, а интересно, увлекательно говорить о людях. Просто для этого нужно работать и готовиться! Поднимать архивы, находить диски с записями - и создавать на их основе историю. Играет, допустим, "Анжи" - показать перед матчем сюжет, с чего этот клуб начинался, почему он так называется, найти любопытный и неожиданный ракурс. У меня в окружении есть десяток людей, которые возьмут микрофон и с ходу о футболе расскажут так, что заслушаешься. Интереснее, чем многие ведущие. Но телевидение должно чем-то отличаться - поэтому к передаче нужно готовиться, а не говорить о чем придется!


Каждый год, а то и чаще, в "Спартаке" появляется новый центральный защитник. Два аргентинских "сборника", еще один - чешский, четвертый - воспитанник "Барсы". Неужели они слабее, допустим, поколения Ананко, Ромащенко и Парфенова, при которых, несмотря на атакующую игру того "Спартака", таких регулярных ошибок обороны, как сейчас, в помине не было?
Сейчас тренерам, на мой взгляд, работать несколько тяжелее, чем в мое время. Возьмем первое поколение легионеров - Робсон, Маркао, Митрески. Они приезжали помочь команде. Да, заработать - скрывать не будем. Но также - вырасти как футболисты. К сожалению, сейчас многие приезжают не только заработать, но и спасти команду. Которая без них пропала бы - и все. Мол, раз меня пригласили - значит, дела тут плохие. А коли я спаситель, тогда на меня должны молиться. Ставить меня в привилегированное положение. Что это такое - я открылся, а мне не отдали? Как наш крайний полузащитник Макгиди. Нет, я больше открываться не буду. Как так - я отдал ему, а он не побежал? Больше отдавать ему не буду. И все время он нервничает, ругается. Те же Пареха и Сухи пришли в роли спасителей. И тоже требования к себе понизили.

Почему вы говорите, что сейчас тренерам тяжелее работать?
Знаю, что, прежде чем пригласить, руководство или главный тренер с потенциальным игроком беседуют. Все в один голос утверждают: я всю жизнь мечтал играть в такой команде, с такими тренерами, на таких условиях… В грудь себя бьют. А потом, приезжая, о своих собственных словах забывают. То же самое, кстати, касается очень симпатичного мне игрока - Билялетдинова. То, что я вижу, стало для меня неожиданным. Если он себя в порядок не приведет, я в нем буду разочарован. Он не такой нам нужен.

Возможно, Билялетдинов не совсем на своей позиции играет?
Футболист такого уровня, на мой взгляд, способен играть на любой позиции. Он же и в качестве крайнего полузащитника может прекрасно действовать, и в центре. Думаю, дело не в позиции. Просто ему нужно быстрее адаптироваться к командной игре. Ведь как говорят нормальные футболисты: меня на поле выпусти куда угодно - я сыграю. Разве что кроме ворот. Хотя Андрей Тихонов мог и в "рамку" встать. В общем, хоть в защите, хоть в центре, хоть в нападении - везде надо уметь занимать позицию, играть в отборе, подключаться к атакам. Не думаю, что дело в позиции.

А в чем же тогда?
Тоже спасать "Спартак" приехал, очевидно. Хотя, думаю, он умный парень. Все поймет и сделает поправки.


О чем, по-вашему, говорит возвращение наших футболистов из Англии? Не хватило мастерства, самоотдачи?
На мой взгляд, они неправильную страну все-таки выбрали. Вот Погребняк должен "зацепиться", у него манера игры английская. Манера Аршавина или Билялетдинова более комбинационная. Скорее всего, в испанском футболе они поинтереснее смотрелись бы. Британский же более специфичен.

Кто из нынешних футболистов "Спартака" мог бы заиграть в вашем лучшем составе?
Честно? Если брать лучшее мое поколение, то некоторые из сегодняшних могли бы попасть в его запас. Но это опять же сугубо мое мнение. Зря вы улыбаетесь. Возьмите, к примеру, тот состав, который дошел до полуфинала Кубка чемпионов-1990/91, а потом разъехался по заграницам. Та команда могла на равных играть с кем угодно. Не вижу, кто мог бы ее усилить. И это касается не только "Спартака". Не исключено, что, если бы попали в комбинационную игру те же Эменике и Веллитон, они нам нужны были бы. Если бы больше начал играть в командный футбол Данни - тоже. Пожалуй, все.

А Думбья?
Он, как и Веллитон с Эменике, игрок острия, забивной. Кто-то из них, кто в лучшем состоянии был бы, скорее всего, да, пригодился бы. Таких нападающих у нас не было.

Почему так и не заиграл Павленко?
На многие вопросы ответов я не знаю. Вроде все данные у него были, и работал хорошо, и игрок наш, спартаковский. Единственное, он всегда хотел объять необъятное - и там оказаться, и здесь, и туда открыться… Одним словом, разбрасывался. А вот терпения действовать на своей позиции ему не хватало. В большом футболе нельзя всем бежать туда, куда мяч летит, - так только во дворе бывает. Есть комбинации, в которых ты мяча не получаешь, но играешь при этом главную роль. Увел защитника, а в эту зону ворвался партнер и забил гол.

Прямо как Павлюченко в матче с "Анжи", когда он пропустил мяч на Глушакова.
Вроде того.

Вам обидно, что Роман не в "Спартак" вернулся?
Ну, это же его дело. Получил бы он место в составе, если бы пришел в "Спартак"? Вопрос большой. Я не уверен, что он выиграл бы конкуренцию у Эменике и Веллитона.

Выиграл бы - потому что русский.
Может быть. Нет, игрок-то он хороший - и я ничего не исключаю.

Вы с ним проработали полгода. Был в нем виден потенциал?
Да. Иначе зачем же я его тогда брал в команду?

Есть ли надежда, что в основном составе "Спартака" вопреки сложившейся ситуации все-таки заиграют молодые российские ребята?
Есть. Очень неплохой дубль. Там достаточно много футболистов, которым не хватает решающего рывка. Они уже набрали необходимое количество тренировок и игрового времени, и оно должно перейти в качество. Я часто бываю на дубле. По итогам некоторых матчей трех-четырех игроков можно смело ставить в состав, но уверенности, что они не провалят следующий матч, нет. Не хватает стабильности. А так, очень перспективные ребята.


Брызгалов из этой категории?
В том числе.

Вы вошли в Комитет по этике. Каким видите свое будущее там?
Мы уже поговорили на тему воспитания футболистов, давайте теперь остановимся на болельщиках. Нужно всем повернуться к ним лицом - и журналистам, и игрокам, и руководителям команд. Но к болельщикам, а не к провокаторам, которых на трибунах, увы, становится все больше. Расизм, страшные гадости на баннерах, как, например, про Яшина, - все это сходит с рук. Яшин - вообще гордость нашей страны, как можно было осквернить его память? Противно на все это смотреть. А дымовые завесы? Им говорят, что команде могут засчитать поражение, а они продолжают жечь. Значит, хотят этого? Эта небольшая кучка горе-болельщиков по закону толпы заводит всех остальных. Раз так, надо вычислять зачинщиков. Отследили же того, кто банан бросил? Конечно, можно отследить и тех, кто рисует гадости или кидает снежки, не давая подавать угловой. Дисквалифицировать стадион - самое легкое. Но что дальше-то? Значит, фанаты выплеснут свою энергию как-то по-другому. С ними надо общаться и договариваться. Их предводители должны защищать интересы болельщиков, а не провокаторов.

В Раменском вы как-то поговорили с фанатами…
Всякое было. В меня там и бутылкой попали. Но не дисквалифицировать же весь стадион оттого, что один дурак бросил бутылку? Остальные-то причем? Или вот сейчас все говорят про Эменике, Думбья, про жесты в сторону трибун. Но это же следствие. А причина-то какова? Никого не оправдываю, но по-человечески понять игроков можно. Они люди, и у них тоже есть эмоции. Можно оштрафовать клуб за плохую воспитательную работу. Но надо в первую очередь вычислить тех провокаторов, что мешают игрокам выполнять свою работу. В Англии тоже экспрессивные болельщики, но они сидят возле поля и почему-то никого не трогают. Не просто же так камеры висят над трибунами? Попался один-два раза - и в черный список. Говорите, нельзя привлечь к ответственности? А как же попытка нанесения телесных повреждений? Ведь бросок в игрока посторонним предметом - это оно и есть! Банан или апельсин - неважно. Были бы камни, они и камнями бросались бы.

В Нальчике в гостевой автобус как-то кидались камнями… Может быть, времена теперь такие?
Да, проблем всегда хватает. Но это не значит, что нужно с ними мириться. Кстати, СМИ должны выполнять огромную воспитательную функцию. Вы это и без меня знаете. С болельщиками, повторяю, нужно общаться. Вы должны приглашать в редакцию этих "ультрас" или как они там называются. В разговоре многие вещи для всех проясняются.

Возможно, имело бы смысл и вам прийти на главный фанатский сектор красно-белых В8 и своим примером показать болельщикам, что можно поддерживать команду без мата, уханья и закидывания игроков.
Когда болельщики завелись, то уже поздно. Общаться можно и нужно до этого момента. К примеру, я был против того, чтобы дисквалифицировали стадион "Торпедо". От этого лучше не будет.


Как вы относитесь к переходу на систему осень-весна?
А зачем это было сделано? Наверное, в первую очередь из-за еврокубков. И из-за того, что летом жарко. Значит, все в отпусках и болельщиков мало. Однако сейчас у нас все четыре команды из еврокубков вылетели. И болельщиков на стадионе больше не стало. Люди, которые это все организовали, возможно, думали на шаг дальше. Но тогда стоило бы не просто видоизменить формат турнира, но и обеспечить разные удобства. Скажем, сделайте теплые сидения или подавайте чай в перерыве. Про фанатские сектора речь не идет. Не потому, что они этого не заслуживают, а потому, что там тяжело протиснуться.

Что еще можно было бы привнести на стадион?
Есть еще один психологический прием для перерыва в матче. Вот, представьте, в первом тайме было зрелище. Все волновались и переживали, но тут резко наступили 15 минут отдыха. А перед фанатами лишь сектор соперника. Тут и начинаются всякие оскорбления. В США ведь не случайно девушки танцуют в перерывах. Вот и нам бы что-то подобное вводить. Музыка играет, танцовщицы, горячий чай… А там глядишь - уже и игроки выходят на поле. Я не говорю, что эти идеи являются панацеей от всех бед. Но от этого была бы польза для трибун…

которые у нас полупустые.
Я не знаю, сколько стоят у нас билеты. Но снова приведу в пример американцев. Они ведь футбол-то никогда не любили. Однако при этом чемпионат мира собирал полные трибуны! Играют две африканские страны, которые никуда не попадают, - и все равно полный стадион! Причем билеты там тоже денег стоят. Значит, как-то можно заполнять стадионы. Надо перенимать чужой опыт. Или, скажем, еще одна мысль. У нас клубы тратят большие деньги и оформляют много документов перед началом сезона. Почему бы не ввести правило, по которому команды были бы обязаны на каждый матч привозить по 10 автобусов из детских домов?! По 50 человек в каждом - это 500. И новую аудиторию на стадионы приведем, и детишкам поможем. Я бывал в детских домах. Играл там пару раз. Видел, в каких тяжелых условиях дети растут. Для преподавателей это был бы рычаг: кто себя плохо ведет, тот не поедет на футбол. В результате этих детей будет воспитывать клуб, а не какой-то хулиган, для которого игра на втором плане, а на первом месте оскорбления и драки. Поверьте, эта инициатива не сделает бедными наших хозяев клубов, учитывая их уровень бюджетов. Этим, кстати, занимается Пал Палыч Бородин. Не знаю только, какое именно количество автобусов, но сколько-то привозит.

Это Бородин позвал вас в Комитет по этике?
Да. Но пока там было лишь одно заседание, на котором обсудили задачи. Нам выдали документы. Я их сейчас изучаю. Честно говоря, еще не полностью въехал в это дело.

Как думаете, этот независимый орган будет иметь реальное влияние?
Это как в старом анекдоте. Какая самая независимая страна в мире? Монголия. Потому что от нее ничего не зависит. Так у нас и самый независимый комитет (смех в зале).


Хотелось бы узнать ваше мнение о нынешнем чемпионате России. "Зенит" показывает чемпионскую игру?
Есть две команды, для которых непопадание в тройку - это большой удар. Я говорю о "Зените" и "Анжи". Эти клубы вложили весьма серьезные средства для завоевания медалей.

А как же "Спартак"?
Красно-белые так же, как ЦСКА, "Локомотив", "Рубин" и "Динамо", должны доказать "Зениту" и "Анжи", что они лучше несмотря на меньшие финансовые вложения. Шансы на первое место у всех, кроме "Зенита", равные. Отсутствие чемпионства для "Спартака" станет неприятным явлением, но не страшным ударом. Ведь команде еще во многом нужно добавлять.

За счет чего "Спартак" может обыграть "Зенит"?
А за счет чего можно проиграть питерцам? Не так давно ведь "Спартак" обыгрывал их. Хотя, совершая детские ошибки, можно уступить кому угодно. А если показать свою игру - все по силам. Лишь бы не было этих дурацких ненужных ошибок. Они накатывают, как снежный ком. Ведь неплохо начали и с ЦСКА. Первый тайм действовали более-менее нормально. Должны были добавлять, добавлять, добавлять. Но тут раз - и встали.

Почему?
Один начал идти в ненужную обводку - и потеря. Другой - то же самое. Появился мандраж. Почему я сказал про снежный ком? Потому что тут одно цепляется за другое. Ушел в обводку и не отдал пас. В результате получился обрез, и партнеру приходится догонять своего игрока. Потом снова кто-то идет в обводку и не делает пас - опять потеря мяча. И снова партнер по команде упускает своего игрока. А больше этот человек уже не побежит открываться… В результате что получается? В третий раз ты хочешь сделать передачу, а там партнера уже нет. Начинается нарушение игровой дисциплины. Причем в игре с ЦСКА это происходило с ведущими игроками. Против "Динамо" таких вещей было меньше, потому что поле требовало действовать проще. Если спартаковцы будут соблюдать игровую дисциплину, то я не вижу, в чем мы можем проиграть "Зениту".

Бывший главный тренер "Томи" Валерий Непомнящий в интервью нашей газете сказал, что на защиту ЦСКА сильно влияет отсутствие Акинфеева. Мол, нет веры в Чепчугова, потому игроки обороны сильно прижимаются к воротам, освобождают зоны…
На 100 процентов не согласен. Приведу пример: в 1979 году в "Спартаке" первые матчи проводил Дасаев. При том что он был еще и травмирован. Помню, Ринат выходил на поле с перебинтованной рукой. Но мы стали играть за себя и за того парня, больше атаковать. В итоге взяли золото.

Каково ваше отношение к проектам вроде "Анжи", "Зенита", когда в команду вкладываются большие деньги, чтобы попробовать быстро добиться успеха?
Настороженное. И не болею за эти проекты. Потому что болею за "Спартак".

Почему настороженное? Думаете, в итоге проекты лопнут?
Не в этом дело. Если они удадутся - "Спартаку" будет тяжело. А если лопнут - я, честно говоря, переживать не буду.

Ваше тренерское чутье не подсказывает, что сейчас происходит с "Динамо"? Все так было хорошо в 2011-м, а теперь команда почти не набирает очков, Силкин почему-то не ставит лидеров в основу…
Я хорошо знаком с Сергеем Николаевичем. Он человек порядочный и искренний. Конечно, я не могу ничего сказать про его отношения с Семшовым, Ворониным, Кураньи. Но я уверен, что если игрок заслуживает место в составе - Силкин его туда включит. Видимо, у них там что-то случилось… Но что именно - я не буду обсуждать и вряд ли когда-нибудь узнаю.


Как вы оцениваете работу Дика Адвоката со сборной России?
Никак. Я ведь не был у него на тренировках. Главное, что задачу минимум - попасть на Евро - наша сборная довольно легко выполнила. Группа у нас удобоваримая. Так что при хорошем отношении к работе все может сложиться удачно. Конечно, хотелось бы, чтобы в сборной было больше новых имен, перспективных игроков. Но я сейчас говорю как болельщик. А тренеру надо брать сильнейших на данный момент, не заглядывая им в паспорт: 40 лет, 17, 15 - не важно.

Не настораживает, что в группе с нами одни из хозяев чемпионата - поляки?
Действительно, хозяева почти всегда выходят в плей-офф… Факт не самый приятный, конечно. Но из группы-то выходят две команды!

Насколько нынешняя сборная России зависит от игры Аршавина? Несколько лет назад, когда Андрей был в прекрасной форме, многие говорили об "аршавинозависимости". Играет он - играет команда. Сейчас так же?
Да никак она не зависит от игры Аршавина! И раньше не зависела. Я видел две сборные, которые строились вокруг одного игрока. Бразилия с Пеле и Аргентина с Марадоной. Посмотрите, даже от Месси не особенно зависит игра нынешней аргентинской сборной. Конечно, что-то от Аршавина зависит… Но мало.

Напоследок представьте ситуацию: звонит ваш давний друг Рехагель и предлагает вернуться в футбол. Что ответите старине Отто?
Я приеду к нему, опрокинем по стаканчику, второму, третьему… И расскажу ему, что я не такой сильный характером, как он. Пока я не готов к возвращению. Отто - настоящий мужик. Он несколько раз сильно помогал мне психологически. Один раз мы, будучи чемпионами, играем с командой второй лиги в Германии. Рехагель приезжает ко мне в гости, и на его глазах мы проигрываем 0:3. Я злой, угрюмый - через месяц Лига чемпионов, а мы так играем… А он мне говорит: "Мой "Вердер" вчера играл с любительской командой, и они нам пять мячей "отгрузили". Я сразу успокоился.

В общем, не звонить Рехагелю?
Не стоит. И большое спасибо вам за беседу!
www.sport-express.ru
Категория: Настоящие спортсмены | Добавил: Voronin (30.03.2012)
Просмотров: 835 | Комментарии: 120 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 411 2 3 4 5 »
0
* 41 (20.09.2024 15:34)
cyproheptadine order online - buy tizanidine pills for sale buy zanaflex generic
Ответ:

0
* 40 (07.05.2024 21:48)
cenforce expression - <a href="https://xcenforcem.com/cialistadalafil/">cialis daily</a> brand viagra stream
Ответ:

0
* 39 (07.05.2024 13:48)
dapoxetine although - <a href="https://promedprili.com/levitrawithdapoxetine/">levitra with dapoxetine buck</a> cialis with dapoxetine feature
Ответ:

0
* 38 (05.05.2024 06:46)
viagra professional online climb - <a href="https://edsildps.com/levitraoraljelly/">levitra oral jelly online within</a> levitra oral jelly hoarse
Ответ:

0
* 37 (04.05.2024 11:24)
simvastatin shall - <a href="https://canescholest.com/fenofibrate/">fenofibrate impress</a> atorvastatin color
Ответ:

0
* 36 (03.05.2024 00:19)
rosuvastatin online batter - <a href="https://antcholesterol.com/">rosuvastatin brush</a> caduet buy anyway
Ответ:

0
* 35 (30.04.2024 08:26)
nitroglycerin brand - <a href="https://nitroproxl.com/catapres/">catapres ca</a> diovan 160mg tablet
Ответ:

0
* 34 (29.04.2024 14:24)
order metoprolol 50mg pill - <a href="https://bloodpresspl.com/nifedipine/">where to buy adalat without a prescription</a> order adalat 30mg generic
Ответ:

0
* 33 (28.04.2024 08:16)
microzide 25mg oral - <a href="https://norvapril.com/">buy hydrochlorothiazide cheap</a> bisoprolol 10mg for sale
Ответ:

0
* 32 (26.04.2024 10:43)
buy famciclovir sale - <a href="https://amvinherpes.com/acyclovircream/">purchase acyclovir without prescription</a> oral valcivir
Ответ:

1-10 11-20 21-30 31-40 41-41
der="0" width="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email *:
Подписка:
Код *:
Календарь
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Поиск
    Design by FC "Kamrad" © 2024
    Мы - "Камрад", мы - сила, мы - победим!..